Тромбон. Полет Валькирий

Этот музыкальный инструмент по классификации принадлежит к медным духовым, обладает басово-теноровым регистром и появился в XV столетии. Имеет конструктивную особенность. Ему придана передвигающаяся трубка изогнутого вида, называется она кулиса. Благодаря ей, музицирующий может работать с разным объемом воздуха в инструменте, получая возможность исполнять звукоряд.
Симфонический оркестр использует 3 тромбона, джазовый оркестр немыслим без тромбонистов, инструмент звучит в духовной музыке, где он идет вслед певчим. Популярно и сольное исполнительство известных мастеров.
Музыка для тромбона.

В XVI веке венецианские музыканты начали подробнее выявлять особенности тромбона. На них стали аккомпанировать соло альта, украсили они пение теноров, появились в инструментальной музыке. Была заложена база для барочного оркестра.
К. Монтеверди в эпохальной опере «Орфей» ввел в коллектив духовых 4 тромбона. Без них эпизод в подземном мире никогда бы не приобрел мощной выразительности.
В эпоху Просвещения «Кавалер» Глюк после непродолжительного застоя в развитии тромбона придал новое дыхание инструменту. Особенно новаторски целая их группа зазвучала в «Ифигении в Тавриде». Тромбоны звучали и в резких аккордах, и в торжественных мелодиях.

Вена того же периода. Моцарт. Реквием. Композитор сочиняет подробное соло для 3-ей части и отдает ее тромбону тенерового регистра. Что касается опер Амадея, тромбоны заняты и в «Волшебной флейте», и в «Дон Жуане».
Широко применял инструменты в своих симфониях Бетховен, использовал в оратории о Христе, сочинял для тромбонов квартеты.

В позапрошлом столетии написан выдающийся репертуар для тромбона, ставший классическим. Он не подается перечислению. Уже в начале века для инструмента писал француз Берлиоз, придумывал романтические мелодии К.М. Вебер.
Ни один дирижер мира не откажется бисировать эпизодами из вагнеровских «Полета Валькирий» или «Тангейзера». Брамс включал тромбон в симфонии, а Дж. Верди в оперы.

В России писали для инструмента Глинка, Бородин, Римский-Корсаков сочинил для него концерт. Тромбоны из произведений П.И. Чайковского помнятся всю жизнь. Слушатель всегда откликнется на игру инструментов в его симфониях, когда, например, в «Патетической» они вступают после ударных. Это апогей вселенского размера.
В последующее время продолжился триумф тромбонов в мировой музыкальной культуре.