Сибуя-кэй: токийский декаданс

Сибуя-кэй (что можно перевести как Сибуя-стиль) возник в начале 90х годов в районе Токио Сибуя, который всегда был значимым центром японской популярной культуры, в том числе и музыкальной. Именно в музыкальных магазинах и клубах Сибуя и произошёл тот странный синтез музыкальных стилей, который впоследствии получил название сибуя-кей. Несмотря на то, что изначально стиль был ориентирован на узкий круг слушателей, он приобрёл огромную популярность как в Японии, так и в других странах и фактически сформировал основу для современного звучания стиля Джей-поп, включающего в себя большинство японской поп-музыки.

Хотя Сибуя-кей является принципиально лёгкой и не напрягающей восприятие поп-музыкой, структурно это крайне сложное музыкальное направление, органично включившее в себя и интегрирующее в себя такие ветки западной поп-музыки, как французский стиль йе-ей, боссанову, фьюжн, лаундж и другие. Некоторые исполнители также экспериментировали с обработками классической музыки, как европейской, так и японской. К данной музыкальной основе была добавлена специфически японская узнаваемая вокальная манера исполнения, хотя, нужно сказать, что большинство текстов в сибуя-кей исполняются на английском и французском языках. Что касается текстов песен, то здесь также можно говорить об эклектичности. Нарочитая простота, граничащая с банальностью может вполне сочетаться с изощрённым литературными аллюзиями в рамках творчества одной группы и даже в рамках одной композиции. Также достаточно распространены песни текст которых написан на разных языках (обычно японский и английский). По мере развития стиля появились даже исполнители относящие себя к этому стилю, но не имеющие никакого отношения к Японии.

Среди коллективов, стоявших у истоков жанра стоит назвать «Pizzicato Five», «Flipper's Guitar», и «Scha Dara Parr», композиции которых отличаются высочайшим уровнем сложности и экспериментами с электронным звучанием. Более поздние группы, такие как YUI или Puffy AmiYumi жертвуют изощрённостью звучания раннего сибуя-кей в пользу простоты звучания и популярности, в их музыке прослеживается большее вкрапление элементов джей-рока и джей-хопа, более энергичный вокал, хотя тщательная электронная звука и эклектичность музыкальных тем остаётся характерной особенностью стиля.